08.07.2013 г. «Сто лет моей жизни»

Запоминающимся, ярким событием стало для ста двадцати детей и взрослых, пришедших 8 июля 2013 года в Русский культурный центр торжественное открытие выставки и мастер – класс (выжигание по дереву) мастера – пирографа Натальи Михайловны Золотарёвой «Сто лет моей жизни». Выставка открыта в День семьи, любви и верности и посвящена этому празднику (в этот день Русская православная церковь отмечает день памяти святых Петра и Февроньи, покровителей семьи и брака на Руси).
Поздравление с праздником от Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря зачитал отец Сергий, руководитель епархиального отдела по делам семьи.
Поздравил с праздником присутствующих и поблагодарил за выставку автора Председатель правления ОО «Ассоциация «Русский культурный центр» Михаил Голубев.
На открытии присутствовали ребята, посещающие детские и подростковые клубы «Факел», «Романтик», «Старт», «Дружба», «Искатель». Пообщаться с автором выставки пришли симферопольские мастера декоративно – прикладного творчества, художники, поэты, просто почитатели таланта и друзья Натальи Михайловны.
Для маленьких гостей выставки стало необыкновенно запоминающимся, образно говоря «показательное выступление», ученицы мастера – пирографа Екатерины Судец. Под руками десятилетней девочки за несколько минут прямо на глазах зрителей на деревянной поверхности появилась удивительная золотая рыбка. А сколько удовольствия малыши получили, когда им разрешили руками потрогать экспонаты выставки. И сколько восторга вызвали гладкие и мягкие на ощупь рисунки на деревянных изделиях!
Участникам представилась возможность увидеть около 100 из 5 тысяч работ мастера и поучаствовать в мастер – классе по выжиганию.
Пирография (буквально: «рисование огнём») — техника, применяемая в декоративно-прикладном искусстве и художественной графике. Это один из самых древних видов творчества. Суть её заключается в том, что на поверхность какого-либо органического материала (древесины, фанеры, пробки, бумаги, картона, фетра, пластмассы, кожи, ткани) при помощи раскалённой иглы наносится рисунок. В основном в качестве материала применяется древесина, поэтому пирография широко известна как выжигание по дереву. Термин «пирография» появился в Англии в Викторианскую эпоху, изначально так называли рисование узоров по дереву раскаленной кочергой.
Использовать огонь для создания узоров на дереве человек начал, едва научившись обращаться с этим «подарком богов». Царапая обугленную древесину каменным орудием первобытные люди обнаружили, что дерево является прекрасным материалом для рисования. И это свойство можно использовать в целях общения. Первобытные люди не умели говорить, вот они и общались с помощью огня, выжигания по дереву, делали рисунки, своеобразные схемы на скалах, стенах пещер, запечатлевая сцены охоты на диких животных. Благодаря этому зародилась пирография. В XVII веке выжигание стало весьма распространенным в Европе художественным ремеслом. Пиромастера украшали мебель орнаментом, создавали шкатулки, вазы, шахматные доски, кухонную утварь, украшения. Орнаменты для пирографии использовали традиционные, те же, которыми украшалась серебренная утварь или расшивалась одежда тех времен. В XIX веке профессионализм пиромастеров существенно повысился. Однако выжиганием по дереву занимались больше для удовольствия, иными словами, пирография не стала коммерческим ремеслом. Отчасти причиной этого было отсутствие специальных инструментов, позволяющих мастеру работать быстро. Типичный набор инструментов пиромастера состоял из переносного горшка или жаровни с отверстиями вдоль верхнего края и кочерег. Через отверстия кочерги вставлялись в жаровню, где разогревались на раскаленном древесном угле. На кочергу надевался специальный наконечник. Рукоятку кочерги пиромастера покрывали асбестом. К концу Викторианской эпохи на помощь пришел технический прогресс. Прибор стал более сложным. На помощь пришли газовые и электрические горелки. Стали использовать «выжигательную» машину. Она работала по принципу вулкана.
Благодаря изобретению электрического пирографа — прибора для выжигания (горячей гравировки) во второй половине XX века пирография получила развитие как самостоятельная техника.
Тогда же, пирография по дереву становится одним из самых популярных (наряду с вышиванием и лепкой) видов детского и самодеятельного творчества во многих странах мира. В 1962 году пятнадцатилетний мальчик Рой Чайлд сын английского токаря по дереву, разработал новую конструкцию выжигательной части прибора. В 1973 году был налажен промышленный выпуск пирографов, выжигающих раскаленной проволокой. А в 1975 году был запущен в производство пирограф с твердым наконечником. Благодаря простоте устройства и дешевизне по объему продаж он превзошел всех своих предшественников. Но, несмотря на современные приборы, например, на Мадагаскаре до сих пор обжиг древесины практикуется раскаленной докрасна металлической лопаткой, рисуя узоры и орнаменты.
Профессиональные мастера сегодня создают произведения искусства, украшающие нашу повседневную жизнь, преображая мебель, кухонную утварь, создавая украшения из дерева, кожи.
Пирографией может заниматься любой желающий, даже не имеющий художественного образования. Для занятий необходимо недорогое оборудование и если у вас есть фантазия, терпение, усидчивость, вы готовы учиться – пирография вам под силу.
Вот и Наталья Золотарева пришла к пирографии случайно. Приобретя свой первый прибор для выжигания по дереву 41 год назад, ей пришлось самостоятельно без учителей, не имея художественного образования, пособий, книг осваивать пирографию шаг за шагом, год за годом. Постепенно она выработала свой метод и технику выжигания на различных породах древесины – дубе, сосне, липе, ольхе, березе, бамбуке.
Свою персональную выставку она назвала «Сто лет моей жизни», так как ей 59 лет плюс 41 год творчества, вот и получается 100 лет. За время занятий пирографией создано более 5000 работ.
Сейчас в основном Наталья работает на буковой доске. Создаются целые картины на разделочных досках, лопатках, скалках, солонках, ступках и т.п. На одну работу уходит от 70 до 150 часов. Используется 3 цвета: черный, коричневый и цвет доски. Краски, лак не используются.
Наталья принимает участие в выставках, благотворительных ярмарках, дает мастер-классы, индивидуальные и массовые уроки, тем самым пропагандирует пирографию среди людей, в частности среди детей и молодежи. Занимаясь этим видом творчества, человек в любом возрасте вырабатывает усидчивость, внимательность, терпение, эстетический и художественный вкус. Кроме этого всегда есть подарок на любой праздник для близких людей, а так же в какой-то степени дополнительный заработок.
Если же у вас нет пирографа или вы не умеете с ним обращаться – не беда. Ведь в Симферополе живёт замечательный мастер – Наталья Золотарёва. Она всегда готова научить вас этому виду творчества на своих мастер – классах которые, кстати, в июле пройдут в Русском культурном центре.
Выставка будет работать с 8 июля по 26 августа 2013 года в Русском культурном центре г. Симферополя.
Ждём вас и ваших детей!