11.12.2013 Международная конференция по патриотическому воспитанию.
11 – 12 декабря 2013 года в Луганске состоялась Международная научно – практическая конференция «Патриотическое воспитание молодёжи в контексте историко – культурного и социально – психологического развития Луганщины XX – XXI в.в.».
Конференция организована Министерством аграрной политики и продовольствия Украины, Луганским национальным аграрным университетом, Смоленским педагогическим университетом, Могилёвским университетом, Харьковским университетом им. В. Н. Каразина, Национальной академией государственной пограничной службы им. Б. Хмельницкого, Луганским национальным университетом им. Т. Шевченко, Восточноукраинским национальным университетом им. В. Даля.
В конференции принял участие Переход Станислав Олегович, кандидат философских наук, руководитель информационно-аналитического отдела Фонда «Москва-Крым» (г. Симферополь). Он выступил с докладом, на секции «Психолого – педагогическое формирование патриотизма молодёжи». (тезисы доклада приведены ниже).
Переход Станислав Олегович: «Состоялась конференция на базе Луганского национального аграрного университета. В форуме приняли участие около 40 человек из Луганска, Донецка, Мелитополя, Симферополя, Киева и других городов Украины. В ходе пленарного и секционных заседаний было заслушано около 20 докладов по различным аспектам патриотического воспитания молодежи. Особое место в докладах уделялось воспитанию ответственности у студенчества в контексте драматических событий на Украине. Особое внимания и дискуссию вызвал мой доклад на тему «Патриотическое воспитание молодого поколения Украины в контексте философии Ильина И. А. (на примере Симферопольского сводного отряда Василия Долгорукова – Крымского дружины «Крымъ» Организации Российских юных разведчиков). При обсуждении доклада было отмечено диалектическое соединения в статье философско-педагогического наследия русской педагогики и философии с практической деятельностью институтов гражданского общества в процессе привития юношеству основ традиционного православного восприятия мира и место в нем молодого человека. В дискуссии отмечен уникальный опыт военно-патриотического воспитания молодежи в Крыму. Была высказана надежда на перенесения этого опыта в другие регионы страны».
УДК 1(09) (470+571):133.2
Переход Станислав Олегович,
кандидат философских наук.
Руководитель информационно-аналитического отдела
Фонда «Москва-Крым»
e – mail:perehod1974@yandex.ua
Иванченко Татьяна Васильевна,
начальник Симферопольского сводного отряда,
зав. библиотечно – музейным отделом
ОО «Ассоциация «Русский культурный центр»
Фонда «Москва – Крым»
e – mail:rus-concurs@mail.ru
Патриотическое воспитание молодого поколения Украины в контексте философии Ильина И. А. (на примере Симферопольского сводного отряда Василия Долгорукова – Крымского дружины «Крымъ» Организации Российских юных разведчиков)
В русском философском дискурсе особое место занимает концепт воспитание молодого поколения. Именно на нем, по мнению русских философов зиждется аксеологический каркас отечественного социума. Без воспроизводства отечественных патерн (модельное поведение) в общественной жизни, культуре, искусстве невозможно само существование ни народа ни государства. Именно эту мысль сформулировал русский философ и богослов И. А. Ильин. В своих работах философ сформулировал идеальный образ воспитания молодого человека. В основе должны лежать такие принципы как любов к Богу, любовь к Отечеству, почитание старших.
Эти принципы лежали в основе традиционной российской педагогики представленной Ушинским и Толстым. И именно они заложены в основных 12 Законах разведчества, которые являются базисными в работе руководителей с юными разведчиками в Симферопольском отряде.
Ушинский и Толстой — величайшие писатели XIX века в России оказали огромное влияние на русскую педагогику XX века. Первый завещал идею органического синтеза в педагогике. Второй выдвинул мотив свободы, который сыграл огромную роль в педагогике XX века. Но рядом с ними рубеж XIX и XX веков выдвинул в России целый ряд выдающихся педагогов – мыслителей, таких как Пирогов, Рачинский, Лесгафт, Стоюнин, Бунаков, а также Пантюхов (основатель российского разведчества) и других. Оживленная и вдумчивая работа этих педагогов, развитие педагогической журналистики — все это подготовило почву для работы педагогики в XX веке. Создало наследие, которое XIX век завещал веку XX. Прежде всего, окончательно и серьезно впитала в себя русская педагогическая мысль веру в необходимость строгого научного обоснования педагогики. К началу XX века стремление связать педагогический процесс с тем, что дает для его понимания наука, достигает очень высокого уровня. Это сказывается на развитии научной психологии в России и на появлении переводов главнейших руководств с иностранных языков на русский (например, работа «Scauting for boys» Бадена – Пауэлла и др. основателей скаутизма).
Изучение и развитие экспериментальной психологии становится настолько заметным, что в XX веке определяется даже несколько течений в этой области. Одно из них обосновано Агаповым – Таганским, который также выделил средства, методы, ценности и особенности скаутизма.
Именно на данной базе и должно формироваться патриотическое воспитание подрастающего поколения Украины. В результате слома социо - культурного дискурса в конце 20 века молодое поколение потеряло ценностные ориентиры. Именно намеренное разрушение системы патриотического воспитания приводит молодежь на путь антиобщественных и антигосударственных действий. Они становятся удобным инструментом для подрыва и уничтожения государства.
Деятельность Симферопольского сводного отряда Василия Долгорукова – Крымского дружины «Крымъ» ОРЮР, воссозданного в 2006 году способствует воспитанию детей и молодежи на принципах традиционных православных культурных и духовных ценностей, в том числе, пользуясь передовыми методами Всемирной организации Скаутского Движения и на основе устава Организации Российских юных разведчиков.
Отряд, работая при Русском культурном центре Фонда развития экономических и гуманитарных связей «Москва – Крым» реализует общественные инициативы в сферах образования, физической и общей культуры, военно – патриотического воспитания.
Наиболее важными для отряда с момента его воссоздания являются мероприятия по сохранению и развитию в АРК русского языка и русской культуры, укреплению деловых, культурных, и духовных связей с Российской Федерацией.
Деятельность организации многогранна – в течение года проводит десятки походов краеведческой, экологической и спортивной направленности. Особое место в работе занимает военно – патриотическое воспитание и сохранение памяти о Великой Отечественной войне. В походах по местам боевой славы члены организации посещают и проводят уборку памятников и мемориалов.
Активно участвует молодёжь в международной акции «Георгиевская ленточка», является организатором и участником молодежных трудовых десантов по уборке на воинских захоронениях.
Отряд ежегодно участвует в торжественных мероприятиях, посвященных Пушкинскому Дню России и Дню защиты русского языка, Дне памяти воинов павших в Крымской войне 1853 – 1856 г.г.
Организация стала одним из инициаторов ежегодной молодёжной акции в День Памяти и Скорби 22 июня 1941 года.
Проведение городских квестов (как одной из новых и востребованных форм работы с подрастающим поколением), посвященных православию и русской истории, ежегодное участие в Парадах и шествиях в День Победы 9 мая, возложение цветов и венков к мемориалам павших воинов, походы по местам боевой славы партизан, способствуют патриотическому воспитанию подростков и молодёжи. Сохраняют и передают традиции православной, русской педагогики и философии. Препятствуют агрессивной миссионерской деятельности деструктивных сект и враждебного геополитического влияния. Людьми, выросшими на идеалах православия, патриотизма и любви к Родине, знании настоящей, а не фальсифицированной истории, примирении и взаимопонимании, уважении к захоронениям солдат других армий невозможно будет манипулировать, подсовывать им несуществующие ценности, разжигать в них тягу к межнациональным конфликтам.
Работа таких общественных организаций является надёжным заслоном для негативных внешних и внутренних воздействий на несформированную психику подрастающего поколения. Способствует дальнейшему развитию восточно – христианской цивилизации, непрерывности культурных, общественных связей разных поколений. И даёт надежду на дальнейшее развитие гражданского общества основанного на традиционных православных ценностях.