25 декабря 2012 года на 82 году жизни скончалась Галина Александровна Печаткина крымская поэтесса, писатель, «Заслуженный работник культуры Украины», добрый друг Русского культурного центра.
25 декабря 2012 года на 82 году жизни скончалась Галина Александровна Печаткина крымская поэтесса, писатель, член национального союза писателей Украины, «Заслуженный работник культуры Украины», добрый друг Русского культурного центра.
Прощание состоится 27 декабря 2012 года в 10.30 ч. в Петро - Павловском кафедральном соборе г. Симферополя Симферопольской и Крымской епархии.
Галина Александровна Печаткина родилась 6 декабря 1931 года в Симферополе.
Около 40 лет работала в библиотеках Симферополя, из них более 20 была директором Крымской областной научно – медицинской библиотеки. За многолетний добросовестный труд награждена медалями, в 1982 году удостоена почётного звания «Заслуженный работник культуры Украины». В течение многих лет работала в Совете ветеранов Центрального района. Является автором стихотворений, рассказов, публицистических произведений. Член Союза писателей Крыма, член правления Союза русских, украинских и белорусских писателей АРК
Коллектив Русского культурного центра.
Заметки о поэтах Крыма. Галина Печаткина.
К добру и покою
Я лиру настрою
И звук из нее извлеку…
Галина Печаткина.
Имя Галины Печаткиной, писательницы, поэта, члена Союза писателей Украины, лауреата Литературной премии АРК, заслуженного работника культуры Украины, хорошо знакомо крымским читателям. Рассказы, эссе, очерки и воспоминания о значительных творческих личностях прошлого, стихи – так разнообразны жанры, в которых Г.А. Печаткина себя проявила, делясь с читателями своими взглядами на жизнь, человеческие ценности, роль поэта и писателя в современном мире, взаимоотношения человека и природы.
В разноплановом творчестве писательницы давайте коснемся сегодня поэтической области. За прошедшие годы читатели имели возможность оценить сборники стихов «След в сердце», «И это все – любовь», «Мелодии судьбы», «Поэзия, природа и любовь». Погружаясь в Мир поэтессы, мы настраиваемся на спокойную, светлую, мудрую тональность ее стихов, так располагающую к тихой, задушевной беседе автора и читателя. Не стал исключением и сборник «Зимний костер», впечатлениями от которого мне и хотелось поделиться.
Не часто употребляемое, но все же для многих привычное сочетание слов «зимний костер» для меня заключает в себе волнующую притягательность, тайну, рожденную на эффекте антитезы, на слиянии двух противоположных образов холода и огня. То же, по моему мнению, произошло и со стихами сборника. Насыщенная мудрым спокойствием тонкая аура стихов, светлые лирические образы, а за ними ощущается эмоциональная, горячая, ищущая, ранимая, трепетная Душа поэта.
Композиционно свою пятую книгу стихов автор разделила на две части. В первую вошли стихи, написанные в 2001-2004 годах, явившиеся итогом творческой работы недавних лет. Вторая часть сборника вобрала в себя произведения, созданные в разные годы жизни. Тщательно продуманы и выбраны эпиграфы к обеим частям книги. Высказывания А.Фета, Джона Констебля, Микеланджело об особенностях поэтического видения, о языке сердца как средства самого понятного и искреннего общения, конечно, не случайны. Их в полной мере разделяет Г.А. Печаткина, всегда стремящаяся к диалогу с читателями по принципу «от сердца к сердцу».
Заявленный в названии сборника образ костра еще не единожды появляется на страницах книги и перерастает, на мой взгляд, в некие символы. Это и метафоричный костер Осени, которая его «разожгла на стареющих кронах». Это Костер-очищение, в котором сгорают прежние мучительные чувства, «что долго… душу терзали», воспоминания о прошлом, где были «…сомненья, беды и ошибки». Костер-светоч, освещающий путь вперед:
Он осветил мой путь и звал вперед,
Согрев мне сердце раннею весною.
Наконец, Костер-гуру, дарящий жизненное кредо:
И высветил все то, что надобно любить:
Отважные сердца и добрые улыбки.
Благостный огонь не испепеляет, а возрождает, дает новые силы, зовет жить дальше:
Прощаюсь с ним на новом берегу,
Благодарю, что был горяч и светел.
Я трепетный огонь в ладонях сберегу,
Оставив в прошлом дым и пепел.
Одним из источников, придающих силы, для Г. Печаткиной является ее писательский труд. Она не представляет себя вне творчества, вне процесса рождения образов и стихов, ведь, по признанию автора, «только в них моя жизнь тайный смысл обретает».
Поэтесса делится с читателями всем, что ее глубоко волнует в окружающем мире. Тем, например, что «сокращается пространство для добрых и ранимых душ», что в жизни все успешнее становятся «те, другие». У них «свой мир, бесцветный и преступный», где «нет ни сердца, ни тепла». Г. Печаткина убеждена: только оно, сердце тонко чувствующего человека, не дрогнет от вида сверкающего золотого слитка, но очаровано будет «золотым орехом» в осеннюю пору. И его «ослепительный желтый свет проникает мне в кровь и в душу».
Поэту претят мелочная суетность, узкие интересы, лишенные благородных целей и мечты, теснота стен квартиры-«клетки». Ее душа – в постоянном высоком полете мыслей и чувств, в стремлении к гармоничному покою и воле:
Разогнаться б и полететь!
Утонуть в этих жарких листьях!
И от нежности умереть
В этой гуще и в этой выси.
(2003г.)
Мне сегодня хочется убежать из дома
То ли птицей в небо, то ли в старый парк…
(2002г.)
Я ухожу из привычной среды
Просто по веткам и облакам,
Не покидая своей высоты,
Даже когда отвечаю вам.
(1999г.)
Человек с богатым внутренним миром не нуждается во внешней мишуре, в необходимости заполнять пустоту вокруг себя «бесплодной суетой» - он самодостаточен наедине с собой и миром, ощущая радость каждого мгновения. Галине Печаткиной свойственен синтез высокого и земного, не суетного, а дарящего покой и безмятежность в чувствах и мыслях:
А я на краешке вселенной
Сижу с собой наедине,
Мечтая о благословенном,
Таком спокойном зимнем дне.
Однако поэтесса не оторвана от жизни, а участвует в ней всем сердцем. Как поэт она остро ощущает проблемы современного мира и человека в нем. Г. Печаткину, например, волнует все большая оторванность человека от своей изначальной основы – земли, природы. Рвется нить от пуповины, а без нее тает в людях умение сострадать, любить, ценить то, что дарит им бескорыстно родительница-земля. Сама поэтесса в бездушном мире из «бетона и стекла» чувствует себя «белой вороной», ведь ей по-прежнему
Ранит душу и лишает сна:
Сломанные ветки, брошенные дети,
Старая собака, что едва жива…
Автор находит душевное успокоение в уединении с природой: «Рвется взгляд мой из комнат на волю,/Очарованный далью неброской». Именно здесь черпает силы и вдохновение Г. Печаткина, а душа способна воспринимать прекрасное. Ей очень просто «заблудиться в весне», она слышит, как «стихами звенит синева» и что «шепчет чистая вода».
Своей радостью от общения с природой поэтесса хочет поделиться с другими. А потому призывает читателя следовать за собой: «Сними очки, протри глаза…,/ Сойди с привычной колеи, / Забудь на час долги свои, / Скажи листве над головой: / «Я возрождаюсь, я – живой!».
Читая стихи Галины Печаткиной, мы убеждаемся еще раз в том, что утолить духовный голод человек может, только остановив свой суетный бег, задумавшись, ощутив Вечность и Миг, Благодарность за бесценный подарок – жизнь. Осознать эту истину помогают, например, строки, претендующие своей философичностью и краткостью на афоризм: «Остановись, спешащий человек, / И обрети себя в благодаренье».
В нынешнем рациональном, практичном мире так не хватает душевного тепла, подлинной красоты. Их недостаток особенно остро ощущает душа поэта. С сожалением и болью звучат строки:
А мы несем свой быт, как крест,
Не видя ничего окрест,
И на вопрос один ответ:
Расчеты, рынки и обед.
А рядом – совсем другой мир, который видят глаза поэтессы:
Куст багряный обжигает взоры,
Золотой – как будто солнце льет,
По прозрачным и седым просторам
Тихо осень мудрая бредет.
Несколько слов хочется сказать об интимной лирике. Стихов этой тематики в сборнике немного. Но они обращают на себя внимание светлой грустью, целомудрием и сдержанностью в раскрытии чувств. Лишь легкими художественными мазками, тонкими линиями очерчены события, связанные с любовными переживаниями лирической героини: «Этот поздний подарок судьба / Подарила двум творческим душам», «Иду по улице любви,/ Тобой забытой», «Она осталась там, в году прошедшем, / Растаяла снежинкой на ветру» (о любви). Однако за всей этой недосказанностью, недоговоренностью ощущается страстность души и сердца, глубина чувств, гордость истинной Женщины, до конца осознающей свою извечную власть над мужчиной:
Ты придешь и рухнешь на колени.
И попросишь у меня прощенья…
Ты ко мне напрасно тянешь руку
За моей любовью – подаяньем.
Описание лирических чувств героини происходит на фоне гармоничного слияния их с картинами природы, последние оттеняют и дополняют эти чувства: счастливые отношения – на фоне ликующего мира: цветущих, «в розовой пене» садов, весенней бушующей грозы; умирающая любовь – тающая на ветру снежинка, «снежная битва», «колкие снега».
Любовь для поэтессы - это не только сфера личных переживаний, это чувство всеобъемлющее. В своем творчестве, прозе и стихах, она исповедует преданную любовь и восхищение Крымом, что совсем не удивительно. Какая-то особая красота полуострова, его ни с чем не сравнимая энергетика во все времена вдохновляла поэтов, писателей, художников.
В сборнике «Зимний костер» Галина Печаткина не раз признается в любви к различным местам южной земли. Очень реалистично выглядят, например, поэтические зарисовки Алупки:
Вдруг пахнуло Алупкой,
Ароматом предгорий.
Это запах магнолий,
Кипарисов и моря.
Кутерьма переулков,
Путь падений и взлетов,
Ощущенье уюта
И стремленье к полету.
Не менее притягателен для автора и восточный Бахчисарай, полный тайн и видений прошлого:
Минарета игла и старинные стены
Помнят смех победителей, стоны рабов,
Бесполезные жалобы пленниц гарема,
Увезенных насильно с родных берегов.
И хотя «ныне тихо вокруг, и везде запустенье», «повелители спят, их безмолвны гробницы», все же
Этот город восточный – истории сторож,
И да будет он вечен под крымской луной.
Искренне, сердечно звучат слова-признания, слова любви не только к древнему городу, но всему Крыму:
В этот древний покой, в эту музыку капель
Я вплету своих строчек нехитрую вязь,
Чтоб кому-то воздать, чтобы как-то прославить
С этой крымской землей свою кровную связь.
В философской и гражданской лирике автора несомненный интерес вызывают стихи-размышления о роли поэта в обществе. Галина Печаткина считает миссию Поэта не только счастливым уделом («Какое счастье – быть поэтом!»), но и чрезвычайно ответственным. Поэту дан «талант прозренья», благодаря которому он проникает в самую суть явлений и обостренным восприятием ощущает в полной мере то, что не подвластно простому обывателю. Следовательно, поэт должен быть готов к бою с равнодушием и близорукостью. Интересно в этом смысле стихотворение «Защити меня, стих…». Названная строка рефреном пронизывает и соединяет все произведение в единую страстную молитву, обращенную к стиху-талисману. Автор верит, что поэзия, чистая и высокая, способна защитить от лжи, зависти и обмана, «обещаний пустых», «от неверных друзей», а главное – она дает силы
«… не солгать,
Принимать честно бой
И на крестных путях
Оставаться собой».
В этой же связи привлекает внимание ряд лаконично-изящных четверостиший, по форме стоящих в сборнике несколько особняком. Среди афористичных строк («В век великих разобщений / Не тела нужны, а души», «Вся наша жизнь в преодоленье / Болезней, зависти и лени») трудно не согласиться и с этой строкой: «Каждый проходит своей дорогой, /Каждый несет свой крест». А крест избранного поэтической Музой – это особенно трудная ноша СО-чувствия, СО-переживания, Со-творчества. Всю суть предназначения Поэта Г. Печаткина сумела заключить в одном катрене:
Почувствовать ступнями стон земли.
Услышать сердцем боль другого сердца,
Напев дождя и разговор листвы
И сохранить в душе восторги детства –
Таков поэт.
Как видим, извечные темы поэзии, о которых шла речь, будь то размышления о современном мире, взаимоотношениях людей, любовные переживания или поиски отдохновения в щедрости и красоте земли, осмысление своего места в жизни как поэта и человека, выбравшего писательскую стезю – все это Галина Печаткина раскрывает через призму своего творческого и личностного «я». Привносит в них свой Дух, свою индивидуальность, свои оттенки восприятия мира.
Выразить поэтическим языком свои мысли, убеждения, чувства в разговоре с читателем автору помогают многие художественные приемы. Хочу отметить умелое использование целого ряда стилистических фигур. Среди них анафоры, упоминавшиеся уже рефрены, придающие стихам взволнованный, эмоциональный тон. С этой же целью довольно часто используются поэтессой многосоюзие, риторические вопросы и восклицания. Безусловно, украшает поэтическую речь, придает ей в нужные моменты торжественность, «лексическую высоту» перифраз (вместо «вспоминаю» - у автора : «я книгу памяти листаю», листья не падают, а «освобождают прежние квартиры», месяц – «страж двурогий» и др.).
Предмет особой любви поэтессы – окружающая природа, и автор, не скупясь, наделяет ее всеми признаками человеческого существа, близкого друга. Окружающий мир олицетворен: он дышит, живет, чувствует («Сосульки вмиг засуетились», «Седеют звонкие леса», «Бушуют зимние ветра, / Ломая у деревьев руки», «Дождливый октябрь в плохом настроенье», «И капает на зимнее оконце / Весны грядущей первая слеза»).
Создавать в стихах поэтические картины Галине Печаткиной помогают как архетипы («Подари мне цветы: / Колокольчиков – звон…», «Царственные ели…/ В белоснежных шубах…»), так и совсем свежие поэтические находки («васильковый рассвет», темно-красная роза – «словно смуглая цыганка», «музыка усталых хризантем», «звуки замерзают в тишине» и многие другие).
Обращает на себя внимание увлечение автора цветовой гаммой, словесное рисование на мольберте-странице, позволяющие читателю ярче представить зрительные образы, навеянные поэтической строкой: «акварельные краски заката», «розовые стихи», «куст багряный обжигает взоры», осень «Смешала все краски на пестрой палитре: / Малиновый с красным и желтый с зеленым».
Среди достоинств и особенностей сборника хочется отметить хрупкую музыкальность стиха. Она проявляется в выбранных ритмах, размерах, жанрах ( романс, колыбельная), словесно-поэтических образах: «Я лиру настрою / И звук из нее извлеку», «Осеннюю песню играет оркестрик / Пернатых солистов…и очень искусно», «А в душе вдруг рождается музыка, / На снегу черной стайкой вороны, / Точно ноты, под музыку кружатся», «Небесный музыкант на виолончели / Настраивает на весенний лад».
Прочитаны последние страницы сборника стихов «Зимний костер». Настроение сопричастности к мыслям и чувствам поэтессы продолжает жить. Предлагаю это ощутить всем, кто любит поэзию. Объясняют это состояние слова Джона Констебля, ставшие одним из эпиграфов сборника: «Только язык сердца понятен всем». Вот и книги Галины Печаткиной, написанные сердцем и душой, так любимы и востребованы настоящими и, я уверена, будущими читателями.
Словно птицы над бездной,
Стихов моих строчки летают,
Ведь они рождены от биения сердца и слез,
Только в них моя жизнь тайный смысл обретает,
Раз поэтом родиться на этой земле довелось.
Елена Осминкина. Симферополь.
http://www.ruscultura.info/news.php?point=153
http://www.orlovka.crimea.ua/virtual-book-exhibitions/vistavka-portret-crimea/615-pechatkina